Доброго, коллеги-волгари! Хочу рассказать и о своём, пока ещё восстанавливаемом, автомобиле. Это ГАЗ-3102 1995 года постройки. С завода комплектация ЗМЗ-4021, КПП4ст., 14" и шкворни, естественно. В данный момент автомобиль существует в виде "голого" отпескоструенного кузова на осях и груды снятых с него деталей, узлов и агрегатов. Ну как водится, немного предыстории. Техника привлекала меня с раннего детства. Бурю эмоций доставлял вид работающих строительных машин, я мог часами наблюдать за работой экскаваторов, бульдозеров, кранов (особенно за процессом монтажа-демонтажа башенных); а уж разглядывать их вблизи, вникая в устройство, и попутно вдыхая аромат паров дизтоплива, разогретых гидромасел вперемешку с запахом свежевынутого грунта... Благо, доступ детворы на стройплощадки в начале-середине 80-х годов был практически неограничен даже в рабочее время... Затем, придя домой, в альбомах появлялись не просто рисунки, а некие подобия сборочных чертежей. Так как в 5 лет я едва научился читать, и этот процесс, естественно, казался архисложным, до всего пытался докопаться не прочтением тех.литературы, имевшейся дома (отец - офицер инженерных войск), а методом, так сказать, обратного конструирования. Увидев работу электромагнитной шайбы на базе вторчермета и сопоставив с устройством электродвигателя от электромеханической игрушки, сделал для себя вывод, что электромагнит якоря, "выбранный" коллектором, притягивается, в зависимости от полярности, к верхнему либо нижнему постоянным магнитам статора, что обуславливает вращение. Правда, не без курьёзов бывало. Например, тросовый привод в понимании не вызывал никаких сложностей, а вот с гидравликой была незадача - явной причины, почему оно движется, я не находил. и, до окончательного решения, сформулировал гипотезу, что в гидротрубах и РВД проходят тросы, наподобии вело-мото тормозных, оканчивающиеся на этих блестящих трубках, которые являются всего-навсего кожухами, а в кузове либо под капотом прячутся всё те же лебёдки... Ну а дальше - пошло-поехало: десятки и сотни тепловозов с вагонами из ватмана на картонных путях под кроватью, где у меня была сортировочная станция; краны из чуть не десятка наборов металлического конструктора, задевающие люстру... В средне-школьном возрасте запись сразу в 4-5 кружков типа авто-мото-вело-фото, сбор откуда только возможно технических книг и журналов... ну вы поняли... Обучаясь в автотранспортном техникуме, в 1995г. получил "права" аж 2-х категорий ВС (вождение легковой в кол-ве 10ч., кстати, проходило на ГАЗ-24), и с тех пор ни разу за руль не садился - ну не было у меня сельской родни в радиусе 500км., "дачного бума" начала 90-х мои родители мудро посторонились, поэтому объективной необходимости в автомобиле не было, купить же просто так, для самоутверждения, не хотелось. Правда, была где-то в глубине души, мечта о КрАЗ-260, ну хотя бы 255Б1, и даже, уже работая (естественно, по специальности, ага;)), технологом в локомотивном депо Жлобин, с одним другом, таким же "технарём-энтузиастом", мысленно прикидывали, насколько реально приобрести и содержать такой автомобиль для попокатания, а главное, получения удовольствия от его созерцания (кстати, считаю, что по техэстетике КрАЗ, особенно 255, крайне гармоничен, как ГАЗ-3102 среди легковых, в бытность моего "копания" на КрАЗе (заводе) я даже писал по этому поводу статью для заводской многотиражки) и копания в нём. Выходило что реально, напомню - лихие 90-е на дворе, но благоразумие и бедность тогда взяли верх. Ну а теперь ближе к теме, как я пришёл к "Волге", да и вообще стал автолюбителем, так сказать, в реале. Здесь со мной сыграла злую, а может и нет, шутку моя широкая натура. Дело в том, что помимо машиностроения, я ещё люблю лошадей. Занимался я с ними эпизодически, с 1988г., а последние 12 лет довольно плотно, т.к. открыл для себя в СПК (реорганизованный колхоз) в Мядельском р-не племенную конеферму, где лошади содержались как быки на откорме - с ними никто не работал, лишь кормили (зачем - загадка, ну да мне фиолетово) да изредко рождавшихся жеребят сдавали на мясо либо продавали. Туда я ездил в свободное время, заездил несколько голов, катался по окрестностям, совершал даже нечто вроде конных походов. Но всему приходит конец - летом 2015г. новый председатель конеферму ликвидировал, часть лошадей купили любители навроде меня, а остальных - на мясо. Я забрал оттуда одного ганноверского жеребца, отвёз к себе в Бобруйск, определил на постой на районе в частном зоопарке. Добирался из города туда общественным транспортом или с друзьями на их машинах. Так прошло 10 месяцев, затем хозяин решил, что зарплата его работникам - это роскошь, толковые люди из зоопарка ушли, пришли местные деревенские ханыги, и начались проблемы. Коня пришлось перевести на постой к другому частнику, уже в черте города, и транспортная проблема ушла с повестки дня. Там он пробыл почти 2 года. Затем и этот товарисч начал чудить - то сено подешевле купит - типа а чо, не подавится, то покормит в 11, а затем в 15 часов, в общем - подзабивать начал. А собратья мои по увлечению лошадьми организовали в 12км от города свою конюшню, и я пошёл к ним, где и ныне стою. Но вновь встала транспортная проблема, и я учтя опыт 2-3 летней давности, подумал: А чё права-то лежат без дела, хватит мыкаться! Сказанорешено - сделано: начал поиски автомобиля. Критерии - для недальних поездок одному, под начинающего водятла, ибо перерыв в 23 года после обучения - всё равно что без оного. Изначально была мысль о ВАЗ-2105...-2107, ибо дефицитность з/ч к "Москвичам" и малочисленность оных напрягали (об иномарках даже не думал, т.к. совершенно равнодушен к загранице). Но после советования с друзьями и знакомыми всё же развернул взор на немцев. Самым ёмким аргументом против "Жигулей" стал сформулированный соседом дядей Лёшей (за 75 лет, водитель-профессионал, автобусник, с 1972 по 2003г. -владел ВАЗ-2102, продал в идеале, сейчас Ауди А8): б/у Жигули убиты в хлам, т.к. ныне являются автопартой для начинающих, через год перепродаются, сменили кучу владельцев; в состоянии как он продал, от первого-второго владельца, я могу искать и не один месяц; поэтому если время на поиск ограничено, то лучшее будет купить Гольф 3. Но начав просматривать 3-е гольфы, я заметил, что кузова-то у них весьма уставшие. А вот у 2-х гольфов, несмотря на разницу в возрасте, ещё ничо. Да и внешне 2ое поколение привлекательнее, а учтя, что по материальной части они сопоставимы, купил 21 августа 2018г. Гольф-2. Ещё на этапе просмотра объявлений по различным автосайтам РБ посматривал, в т.ч., и на "Волги". Как я упоминал выше, дизайн 80-х годов в конструктивистском стиле мне приятен, естественно, наиболее нравилась 02-я. ГАЗ-21 я ещё в раннем детстве воспринимал как некий анахронизм на фоне современных тогда 24-х "Волг", 412-2140-х "Москвичей" и ВАЗов. Из её интерьера мне врезался в память спидометр - зеленовато-голубой, прозрачный при взгляде с высоты моего тогдашнего роста(до 1980г. мы жили в г. Каменец-Подольский Хмельницкой обл., где эти автомобили работали в такси и мы с мамой часто ездили на них), Модная некогда внешность быстро их состарила; ГАЗ-24 благодаря классическому дизайну анахронизмом хоть и не воспринимается, но какой-то скучноватый, да и поушатаннее в целом. 3110-31105 уже "замылены" внешне и внутренне, и как объект эстетического наслаждения по чисто субъективным причинам мной не воспринимаются, несмотря на их бОльшее техническое совершенство. Про 31029 говорить думаю излишне - над внешностью машины надругались. А вот 3102... Он действительно завораживает. Причём наибольший эффект достигается от 14" колёс и "родных" салона с приборной панелью - т.е когда форма в гармонии с содержанием. По республике таких машин продавалось на тот момент лишь 2, 1995 и 1997г.в., причём последняя уже на 15" колёсах. Ну смотрел я на эти объявки сразу чисто умозрительно-мечтательно, примерно как в юности думал о приобретении КрАЗа - "а вот хорошо, если бы...". Из опыта общения - лишь 10ч. на ГАЗ-24 в рамках программы обучения в техникуме в 1995 году - все впечатления заглушает мысль "ах, лишь бы не заглохла да только бы инструктор не зудил..." Для стоящих передо мной на тот момент целей и задач автомобиль объективно излишне тяжёл и громоздок, да и при никаких навыках парковки (кои и сейчас не очень, лишь к зиме на Гольфе относительно сносно парковаться стал, с возрастом обучаемость явно не улучшается) и езды вообще приносил бы мне лишние проблемы. И вот после 3-х дней поиска и осмотров я стал счастливым обладателем одного из чудес (серьёзно) мирового автопрома - автомобилем Гольф-2 1987г.в., 1,6л, карбюратор "Пирбург 2е2". Про то, как я ехал на нём от продавца до дома по свободным улицам 2км можно сказать - так примерно чувствует себя человек, случайно оказавшийся на полигоне когда по нему начала работать артиллерия - полупаника "лишь бы меня кто не сбил, лишь бы мне кого не сбить...". Кстати, заглох всего 2 раза. Ну и начались будни юного автолюбителя по принципу "надо набить руку, пока не набили морду". За неделю при помощи одного из местных автосервисов привёл машину в пригодный для безопасно-комфортной эксплуатации вид. Но с ростом опыта и уверенности за рулём всё чаще и настойчивее посещала мысль о тех "Волгах" из обьявлений. Даже покупая гараж в сентябре, осматривая варианты, примерял к ним не Гольфа, а Волгу... Желание выбрать время и съездить посмотреть ту машину, 1995г. на 14" колёсах становилось всё навязчивее... И вот, к середине ноября, я сказал себе: "Кто я, в конце концов, любитель советской техники или где? На немецком автопроме, как жлоб последний, езжу?! Ну ладно КрАЗ, пусть он останется голубой мечтой, как Рио-де-Жанейро для О. Бендера, но 02-я Волга, она ведь реальна, вот, рядом, ждёт, когда я за ней приеду..!" Но как обычно, все судьбоносные решения ожидаются торжественно, а принимаются спонтанно. Вот и в этот раз моя натура, точней перфекционистская её часть, сыграла очередную шутку. В порыве довести Гольф до состояния "как вчера с завода" я, просматривая объявления о продаже запчастей, нашел в Гомеле, что в 150км от меня, несколько продавцов недостающих мне для полного счастья деталей, в т.ч салонной части кондиционера для Гольф/Джетта, и весьма недорого. Решено ехать. Созваниваюсь, договариваюсь. Собираясь в дорогу (кстати, первую для меня "большую" поездку) вспомнил, что недалеко от Гомеля, в пос. Большевик, дислоцировалась 02-я, та, что 1997г.в., на 15" колёсах. Глянул на сайте - объявление, как и 3 месяца назад, на месте. Ну а чё - машина-то "вечная"... Выписываю для себя координаты. Думаю, будет время - заскочу. Так и вышло. Закончив дела в Гомеле, с багажником столь нужного гольфобарахла выезжаю из города (а езда по незнакомому городу с небольшим опытом - тот ещё стресс) набираю хозяина Волги... И вот я возле НЕЁ..! Она стоит в дощатом сарайчике-гараже во дворе четырёхквартирного домика, кормой к выезду. Сразу чуется неповторимый дух Советского (несмотря на год постройки) автомобиля. Со слов хозяина - плотного мужика лет под 70 - простаивает год, но по виду уж поболе. Начинаю осмотр, конечно, с подкапотки, благо капот приоткрыт. Ну всё стандартно, по моим пока теоретическим понятиям - ЗМЗ-402, весь загажен, слой промасленной грязи от 5 до 15мм, в радиаторе буро-зелёном снаружи, какая-то муть непонятной консистенции с масляными разводами, уровень на 12см ниже пробки, батареи нет, клиноременная вся потрескана, патрубки дуб-дубом... Ну это не главное - смотрю в основном кузов. В целом ничо, лишь правый брызговик по усилителю пошёл. Бампера, что передний, что задний, со сквозной коррозией, причём задний залатан на саморезах накладками порогов. Но по передней подвеске видно - шприцевалась! Далее. Пороги - под замену, как и ожидал, днище целое, кардан цельный, КПП 5ст. На крыше - антенна радиотелефона "Алтай". Хозяин - в прошлом директор "Облсельхозхимии", уходя на пенсию, автомобильчик с собой забрал. В багажнике аппаратуры, как и в салоне, естественно, нет. Настало время смотреть салон. Открываю дверь - и вот он, несравненный аромат "Волги"! Смесь запахов полиуретана, дермантина, поролона, настоянных на маслобензиновых парАх! Но погрузиться в идиллию , как психологически, так и (вследствие количества) физически, не дают пивовиноводочные пустые бутылки, коими устланы полы , местами и в 3 слоя. Ну да ладно - местный колорит. Как и следовало ожидать от бывшей служебной машины - салон убит. Прокурен до черноты, замызган и обшарпан. Но святая святых - приборная панель 3102 лишь с небольшой, всего 5см, трещинкой! В общем, впечатление составлено. Закрываю дверь - и всё, это меня окончательно добивает... Всё, влюбился! Влюбился, не в данную конкретную машину - в ВОЛГУ, окончательно! Дверь закрывается.. от лёёёгкого прикосновения... сразу.... до конца.., на 2 щелчка..!!!1111 Звук и толчок при этом - солвами не передаётся. На прощание осматриваю низ, но за неимением канавы и колоссального количества грязи это скорее формальность, прощаюсь, говорю, что это пока первая осмотренная мной машина и определюсь после осмотра остальных (фактически - оставшейся 1995г.) и уезжаю. Сразу же - разительнейший контраст от захлопывания со 2-го раза двери Гольфа. Машину 1995 года поехал смотреть в начале декабря. Находилась она в деревне в Любаньском р-не. Когда я приехал, сразу же заметил, что в отличии от состояния на фот в объявлении, у неё сильно продран левый борт, особенно водительская дверь, имевшая борозду шириной 4 и глубиной оп 3 до 5см, что крайне огорчило. Продавец, парень лет 30, внешне напоминающий этакого исусика либо Арамиса из "3-х мушкетёров", с поправкой на алкогольно-сельскую специфику, доверия также не вызывал, что подтвердилось его словами, что машина на него не оформлена, приобретена им у какого-то местного пацана и все документы на человека, вообще ему неизвестного (!). Правда, машина была на ходу, запускалась с первой попытки и мост вроде не гудел. При осмотре обнаружил сквозные дыры вдоль верхней плоскости передних крыльев и отсутствие контакта нижней плоскости задних крыльев с поликами багажника вследствии эксплуатации без подкрылков. Но, что поразило на фоне этого, почти идеальное состояние переднего бампера и решётки радиатора. Под капотом оказался ЗМЗ-4021, КПП 4-хступенчатая. Сильной коррозии по брызговикам не было. Пороги, особенно их оконечности, почти отсутствовали. Также, что несколько удивило - колпаки на колёсах, хоть один и отличался от остальных и все были в ошмётках навоза и засохшей грязи. Салон оставил вообще двойственное впечатление. С одной стороны - на всех поликах стояли лужи воды, в левом переднем углу водительского - выгнившая пробоина 10х15см, из которой болтался жгут проводов, ни один стеклоподъёмник (ручной, ес-но) не работает, на приборной панели трещина во всю практически ширину, при запущенном двигателе не работает ни один прибор кроме амперметра... Но, с другой стороны - всё комплектно! Каждый пластиковый элемент на положенном ему месте, на полу родные ковры с кнопочками! Даже кронштейн огнетушителя на месте, и как впоследствии оказалось, пресловутая левая нижняя надставка панели приборов сохранилась (правда, не на штатном месте, а в зазоре между спинкой заднего сиденья и поперечиной заднего моста валялась). В общем удручённый диссонансом между желаемым и действительным, уехал. Днище не смотрел в силу отсутствия канавы, да и гаража вообще, а ползать в грязи и лужах уже не хотелось. В общем, дома стал окончательно дозревать, и увидев, что с августа других 02-х интересной мне комплектации не добавилось, а эти две висят без движения, понял - надо брать. И взвесив, как тогда мне казалось, все за и против, остановился на машине 1997г. - из плюсов порядок с документами, более "живой", как показалось, кузов, КПП 5ст., лучшее состояние приборной панели и следы хоть какого-то ухода. Минусы - состояние салона. Ещё раз позвонил хозяину, сообщил что решил купить его машину, но вместо радости в голосе услышал вдруг тревогу и растерянность. Видимо, он так и не был готов, что её кто-то всё же купит. Когда я попросил его снять машину на транзитные номера, он спросил, а какие у него гарантии, что я её куплю. Я было хотел сказать языком кота Матроскина "лапы, усы и хвост", но вовремя воздержался, сказав "честное пионерское". Он повздыхал, поворчал и сказал, что к определённому мной дню снимет, но на душе у него неспокойно... И вот за день до назначенного, контрольный созвон - машина на транзитах- еду! Надо сказать, мероприятие сие наметил после ночной своей смены (работаю машинистом тепловоза на манёврах), сразу на работу пришёл с сумкой всего необходимого для перегона столь стрёмного автомобиля, и не отдыхая, поехал. Владелец встречал меня на остановке электрички на НЕЙ! Это дало возможность по пути к нему провести прослушку сего агрегата. Звук при движении был - это что-то! Звук как у автобуса ЛАЗ-697, эти характерные глухие завывания с шумом как от продуваемого в вентиляции воздуха и металлическими нотами и характерной вибрацией кузова, несколько тише, но по тону и тембру - один в один. Так до конца и не понял, что так выло - мост, выпускная система, двигатель либо всё вместе взятое. По приезду на место, на новой Поло хозяина поехали в Гомель в МРЭО на переоформление. Бюрократия дело обычное, стояние в очередях, несколько раз не в тех, подписание бумажек... В общем, всего-ничего, 3 часа проболтались, и назад. По прибытию в Большевик , решил поторговаться, но владелец снова заныл, и стоял насмерть на первоначальных $950, лишь через 10 минут рассказов о своём нелёгком пенсионном житье-бытье уступив до 900, и все имеющиеся запчасти б/у. На прщание, отдав ключи, подарил ещё советскую 20-литровую канистру, попросил показать результат восстановления и километров 8 провожал меня на Поло, поморгав фарами на прощанье... До Бобруйска доехал, несмотря на почти сутки без сна, спокойно. Правда, уже двигаясь по городу, при выключении в нейтраль и сбросе акселератора, машина сразу же глохла. Но всегда потом запускалась. Т.к. было скользко, в гараже у меня незакрытая смотровая канава и небыло электроэнергии уж месяц во всём ГСК, поставил на платную стоянку недалеко от МРЭО чтобы назавтра ехать на регистрацию. Ну т.к. закон подлости - самый выполняемый, идя от машины домой, позвонили из депо, что надо ехать ночью в поездку, людей нет и заменить меня некем. Но в итоге, видно от переполнявшего чувства гордости, закончилось всё хорошо (в плане безопасности), и после 1,5 суток бодрствования я поспал как пшеницу продавши.
Вложения: |
3102 1995г. 1.png [ 809.32 КБ | Просмотров: 10453 ]
|
3102 1995г. 2.png [ 725.06 КБ | Просмотров: 10452 ]
|
3102 1995г. 3.png [ 922.77 КБ | Просмотров: 10452 ]
|
3102 1997г. 1.JPG [ 516.52 КБ | Просмотров: 10452 ]
|
3102 1997г. 2.JPG [ 474.24 КБ | Просмотров: 10452 ]
|
3102 1997г. 3.JPG [ 559 КБ | Просмотров: 10452 ]
|
3102 1997г. 4.JPG [ 506.96 КБ | Просмотров: 10452 ]
|
Гольф 2 1987г..JPG [ 1.06 МБ | Просмотров: 10452 ]
|
|