РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ С ГИДРОУСИЛИТЕЛЕМАвтомобиль имеет рулевой механизм, состоящий из глобоидального червяка и трех гребневого ролика (рис. 28). Червяк напрессован на нижний вал и установлен на двух роликовых конических подшипниках. Регулировка подшипников производится подбором толщины прокладок 17 под передней крышкой 18. Вал сошки установлен на двух тонкостенных иголках и одном роликовом подшипнике.
Вложение:
Комментарий к файлу: рис28
гур1.JPG [ 71.97 КБ | Просмотров: 28828 ]
1 - опорная пята; 2 - стопорная шайба; 3 - регулировочный винт; 4 - колпачковая гайка; 5 - шрифт; 6 - роликовый подшипник; 7 - пробка наливного отверстия; 8 - втулки; 9 - картер; 10 - сальник; 11 - вал сошки; 12 - ролик; 13 - верхний подшипник червяка; 14 - нижний вал; 15 - червяк; 16 - нижний подшипник червяка; 17 - прокладки; 18 - передняя крышка; 19 - болт (левый нижний по ходу автомобиля) сливного отверстия; 20 и 22 - гайки; 21 - фланец; 23 - стопорная пластина; 24 - эластичная соединительная муфта; 25 - усилительная пластина; 26 - шайба; 27 - болт; 28 - верхний валЗазор в зацеплении регулируется посредством перемещения вала сошки с помощью регулировочного винта 3, закрытого колпачковой гайкой 4. Стопорная шайба 2 винта входит внутренним усом в паз регулировочного винта, а одним из наружных вырезов надевается на штифт 5. После отвертывания колпачковой гайки приподнимите стопорную шайбу и с помощью Г — образного ключа поворачивайте регулировочный винт до устранения люфта (при колесах, поставленных в положение прямолинейного движения).
Рулевой механизм следует регулировать, когда свободный ход на ободе рулевого колеса при положении колес для движения по прямой и при работающем двигателе превышает 10'. При регулировке не затягивать винт туго, а лишь уменьшить свободный ход рулевого колеса до 5 , что соответствует свободному ходу 17,5 мм, замеренному на его ободе. После регулировки необходимо проверить автомобиль на ходу. Если усилие на рулевом колесе заметно увеличилось, а самовозврат при выходе из поворота стал «вялым», нужно еще раз проверить точность регулировки.
Примечание. Перед регулировкой свободного хода рулевого колеса необходимо проверить и, при необходимости, подтянуть ослабевшие крепления элементов рулевого управления и передней подвески.
Усилие на рулевом колесе при управлении автомобилем благодаря наличию усилителя очень мало, и поэтому рулевой механизм требует регулировки только после значительного пробега автомобиля.
Давление масла в гидроусилителе руля создается шестеренным насосом 4 (рис. 29), приводимым в действие от коленчатого вала двигателя. Масло под давлением поступает в цилиндр 9 усилителя то с одной, то с другой стороны поршня, перемещая цилиндр вместе с наконечником, так как шток закреплен своим наружным концом за неподвижный кронштейн 10 на раме автомобиля. Перемещение цилиндра вызывает поворот передних колес.
Прокачка гидросистемы должна производиться при работающем двигателе и поворотах рулевого колеса вправо и влево 2 — 3 раза до упора, без задержки в крайних положениях. После прокачки гидросистема руля должна работать без шума и падения уровня масла в бачке насоса.
Для надежной работы ременного привода насоса необходимо его шкив выставить в одну плоскость со шкивом коленчатого вала, что можно обеспечить перемещением кронштейна на головке блока цилиндров при предварительном ослаблении и последующей затяжке трех гаек на шпильках головки блока.
Вложение:
Комментарий к файлу: рис29
гур2.JPG [ 68.34 КБ | Просмотров: 28828 ]
Рис. 29. Привод гидроусилителя руля:
1—рычаг поворотного кулака; 2—фильтр; 3—бачок насоса; 4—масляный насос гидроусилителя; 5—левая рулевая тяга; 6—тяга сошки; 7—правая рулевая тяга; 8—маятниковый рычаг; 9—цилиндр гидроусилителя; 10—кронштейн; 11 — сошка; 12—золотниковый механизм гидроусилителяМонтаж нагнетательного и сливного шлангов на клапане гидроусилителя руля следует произвести таким образом, чтобы линия изгиба трубок была параллельна лонжерону рамы и направление изгиба трубок было ориентировано в сторону передней оси автомобиля.
Закрепленные шланги силового цилиндра не должны касаться частей автомобиля при повороте управляемых колес от упора до упора.
Уход за рулевым управлением заключается в доливке масла в бачок гидроусилителя и подтяжке ослабевших соединений.
При вытекании масла из системы гидроусилителя руля в пути следует снять ремень привода насоса гидроусилителя. При этом усилие на руле значительно возрастает, так как гидроусилитель выключен.
Вложение:
Комментарий к файлу: рис30
гур3.JPG [ 59.68 КБ | Просмотров: 28828 ]
Рис. 30. Рулевое колесо и колонка:
А—зазор 0,5—2.0 мм между панелью приборов и хомутом крепления рулевой колонки; С—зазор 1 мм; 1 специальный болт; 2—хомут корпуса выключателя зажигания, стартера и противоугонного устройства; 3-основание переключателя указателей поворота и света фар; 4 винт, 5 -специальная гайка; 6- кожух (верхняя часть.) ; 7 верхний вал; 8—гайка крепления рулевого колеса; 9-пружина; 10 и 19- гайки. 11—выключатель звуковою сигнала; 12—рулевое колесо; 13-втулка шпилек; 14- винт; 15 -резиновая шайба; 16 втулка; 17 — болт, 18 хомут крепления рулевой колонки; 20--корпус выключателя зажигания, стартера и противоугонного устройства. 21 выключатель зажигания, стартера и противоугонного устройства, 22-шарикоподшипник; 23- разжимное кольцо шарикоподшипникаРулевая колонка закреплена на панели приборов двумя болтами 17 (рис. 30) через специальные втулки 16 и резиновые шайбы 15. Верхний 28 (см. рис. 28) и нижний 14 рулевые валы соединены через резиновую эластичную муфту 24, закрепленную между фланцами 21 шпильками. Резьбовое соединение шпилек с гайками 22 обеспечено надежной фиксацией с помощью стопорных 23 и усилительных 25 пластин.
Рулевые тяги и шарнирыАвтомобиль имеет три тяги рулевого привода. Средняя тяга- тяга сошки - постоянной длины, на одном конце имеет клапан управления гидроусилителя руля ( рис. 31), шарнирно соединенный с сошкой, на другом - маятник рычаг ( рис. 32). Две боковые тяги шарнирно соединены с тягой сошки и поворотными рычагами кулаков. Длина боковых тяг может регулироваться для установки правильного схождения колес.
Шарниры рулевых тяг — шарового типа.
Если разбирался шарнир клапана управления гидроусилителя, то при сборке обеспечьте легкое его перемещение в наконечнике тяги сошки без каких-либо заеданий. В противном случае может быть нарушена нормальная работа гидроусилителя руля.
Вложение:
Комментарий к файлу: рис31
гур4.JPG [ 50.56 КБ | Просмотров: 28828 ]
1—тяга; 2—наконечник; 3—масленка; 4—рулевая сошка; 5— шаровой палец; 6—корпус клапана; 7—золотник; 8—болт; 9—гайка; 10- переходной фланец;
11—гайка стакана; 12— штифт; 13—сухарь; 14—ограничитель; 15— стаканДля этой цели смажьте предварительно промытые детали шарнира и после постановки на место затяните гайку 11 (см. рис. 31) до отказа так. чтобы торцы сухаря 13 и ограничителя 14 сошлись, а затем отверните гайку примерно на 1/4 оборота, до совпадения одного из отверстий в гайке с пазами в стакане, и в этом положении гайку застопорите штифтом 12.
При этом штифт должен пройти через прорезь в головке болта 8.
Вложение:
Комментарий к файлу: рис32
гур5.JPG [ 25.59 КБ | Просмотров: 28828 ]
Рис. 32. Маятниковый рычаг:
1—рычаг; 2— полиэтиленовый сухарь; 3—корпус шарнира; 4 шаровой палац; 5—гайка; 6—шайба; 7—кронштейн; 8— металлокерамическая втулка; 9—резиновая защитная втулка; 10—палецПосле установки переходного фланца и сборки с клапаном управления гидроусилителя руля шарнир тяги вместе с золотником клапана должен свободно перемещаться в продольном направлении приблизительно на 3 мм при покачивании от руки за шаровой палец.
Шарниры боковых тяг защищены от попадания воды и грязи гофрированными уплотнителями с обоймой (рис. 33). Этой обоймой уплотнители напрессовываются на буртики боковых тяг и их наконечников.
Вложение:
Комментарий к файлу: рис33
гур6.JPG [ 17.71 КБ | Просмотров: 28828 ]
Рис. 33. Шаровой шарнир
тяг рулевой трапеции:
I—шаровой палец; 2—уплотнитель; З- тяга; 4—опорная пята; 5—корпус шарнира; 6—заглушкаШаровой палец 5 (см. рис. 31) сошки руля в отличие от пальцев остальных шарниров рулевых тяг имеет полную сферическую головку, которая зажата между двумя сухарями усилием пружины.
Шарниры клапана гидроусилителя руля и маятникового рычага защищены колпачковыми уплотнителями.
Шаровой шарнир маятникового рычага в отличие от шаровых шарниров рулевых тяг имеет полиэтиленовый сухарь 2 (см. рис. 32), который служит для удерживания пальца 4 внутри корпуса 3 в определенном положении. При износе полиэтиленовый сухарь замените новым. Не допускается сборка шарового шарнира маятникового рычага без полиэтиленового сухаря. Также совершенно недопустима установка полиэтиленовых сухарей в другие шарниры рулевых тяг. В запасные части все шаровые шарниры поставляются без сухарей.
Палец 10 запрессован в маятниковый рычаг 1 и вращается в металлокерамических втулках 8, которые запрессованы в резиновые защитные втулки 9. В эксплуатации допускается перемещение переднего конца маятникового рычага до 4 мм. Это перемещение не влияет на устойчивость и безопасности движения автомобиля и не оказывает влияния на износ шин.
Гайки шаровых пальцев и гайка 5 крепления пальца маятникового рычага должны быть затянуты моментом 4—5 кгс-м, а затем дотянуты до ближайшего совмещения прорези гайки с отверстием под шплинт и зашплинтованы. Отвертывание гайки для совмещения ее прорези с отверстием под шплинт не допускается.
Не допускается также дотягивание гайки более чем на одну прорезь. Гайки крепления поворотного рычага к кулаку затягиваются аналогичным способом.
Опорная шайба 6 не должна проворачиваться относительно гайки 5. При обнаружении проворачивания шайбы (поворотом руля вправо—влево) проверьте отсутствие выработки на шайбе от опорного бурта пальца. При наличии выработки более 0,3 мм шайбу замените.
Шарниры рулевых тяг являются ответственными элементами конструкции и требуют тщательного обслуживания.
В эксплуатации могут иметь место две разновидности люфта в шарнирах рулевых тяг:
1.Люфт хвостовика шарового пальца в коническом гнезде бобышки рулевой тяги. Люфт обнаруживается при энергичном покачивании рулевого колеса вправо—влево. При отсутствии деформации и износа конического гнезда тяги и хвостовика шарового пальца этот люфт устраняется подтяжкой гайки крепления шарнира рекомендованным моментом. При наличии деформации и износа следует заменить шарнир и тягу.
2.Люфт, обусловленный износом сферической поверхности шарового пальца. Этот вид люфта можно выявить при энергичном покачивании рулевой тяги вдоль оси шарового пальца (с усилием около 20 кгс), приложив пальцы к шарниру и бобышке тяги, как показано на рис. 34.
Вложение:
Комментарий к файлу: рис 34
гур7.JPG [ 10.35 КБ | Просмотров: 28828 ]
Рис. 34. Проверка люфта в шарнирах рулевых тягВ случае заметного люфта шарниров определите степень их износа, для чего расшплинтуйте резьбовую заглушку, заверните ее в корпус до упора и проверьте размер от торца . корпуса до заглушки (рис. 35 слева). Если этот размер А менее 5,5 мм, то шарнир пригоден к дальнейшей эксплуатации и нуждается лишь в регулировке.
Если при описанной выше проверке размер от торца корпуса до заглушки превышает 5,5 мм, выверните заглушку, выньте пружину, опорную пяту и проверьте размер В от малой сферы пальца до торца корпуса (рис. 35 справа). Если этот размер превышает или равен 16 мм, то шарнир замените новым.
Вложение:
Комментарий к файлу: рис 35
гур8.JPG [ 24.98 КБ | Просмотров: 28828 ]
Рис. 35. Проверка износа шарового шарнира:
Слева - предварительная; справа — окончательная; А— не более 5,5 мм; В— не более 16 ммЕсли размер не превышает 16 мм, то промойте детали шарнира, соберите его, заложите свежую смазку и отрегулируйте. Смазка должна находиться не только между заглушкой и шаровым пальцем, но и между пальцем и уплотнителем.
Регулировку двух крайних шарниров производите в следующем порядке. Заверните заглушку до упора, отверните ее на один оборот и далее до первого совмещения прорези заглушки с отверстием в корпусе и зашплинтуйте.
Регулировку трех средних шарниров рулевых тяг и одного шарнира маятникового рычага производите в следующем порядке. Заверите заглушку до упора, отверните ее па пол-оборота и далее до первого положения, в котором шарнир можно зашплинтовать.
При исправных уплотнителях шарниры служат очень долго. Добавку смазки при эксплуатации автомобиля на асфальтовых дорогах производите через каждые 48 тыс. км пробега, но не реже чем через два года. При эксплуатации автомобиля на других видах дорог указанная периодичность смазки сокращается вдвое.
Добавку смазки производите без снятия рулевых тяг с автомобиля следующим образом. Очистите шарнир, расшплинтуйте и выверните заглушку, выньте пружину и пяту, заложите в корпус шарнира рекомендованную смазку и, нажимая на конец тяги около смазываемого шарнира вверх, чтобы между шаровым пальцем и опорной поверхностью корпуса шарнира образовался зазор, заверните до упора заглушку. При этом смазка пройдет под уплотнитель шарнира. Затем выверните заглушку, установите на место опорную пяту и пружину, заверните заглушку, отрегулируйте шарнир, как указано выше, и зашплинтуйте. Пополнение смазки в шарнире клапана гидроусилителя руля производится через пресс-масленку.